Голованова Татьяна Константиновна.
- Главный художник ЗАО «Скопинская художественная керамика»
- Народный художник Российской Федерации
- Лауреат Государственной премии в области искусства 1991 года
- Член ВТОО «Союз художников России»
Биографическая справка
1959, 19 ноября |
Родилась в г, Скопине Рязанской области |
1976 - 1980 |
Училась в Абрамцевском художественно-промышленном училище |
1980 |
Начало работы на Скопинской фабрике художественной керамики, в настоящее время ЗАО «Скопинская художественная керамика». Начало участия в выставках |
1982 |
Серебряная медаль ВДНХ СССР |
1982 - 1988 |
Работа по совместительству Скопинской ДХШ |
1984 |
II премия Всесоюзного конкурса «Молодые дарования» |
1988 |
Главный художник Скопинской фабрики художественной керамики |
1989 |
Член Союза художников СССР — РФ |
1991 |
Лауреат Государственной прении а области литературы и искусства |
1995 |
Заслуженный художник РФ |
1999 |
Почетный диплом Российской академии художеств |
2002 |
Член оргкомитета и жюри Международного фестиваля гончаров в Скопине |
2004 |
Победитель областного конкурса «Маэстро». Член оргкомитета и жюри Международного фестиваля гончаров в Скопине |
2005 |
Удостоена премии губернатора Рязанской области «За большой вклад в развитие промышленности и сохранение гончарного промысла». Победитель областного конкурса «Маэстро» |
2006 |
Победитель областного конкурса «Маэстро» |
2007 |
Член оргкомитета Международного фестиваля гончаров в Скопине. Лауреат премии Центрального Федерального округа в области литературы и искусства Почетный гражданин города Скопина |
2008 |
Победитель областного конкурса «Маэстро» Гран-при IХ Регионального фестиваля «Город гончаров» г, Бородск, Нижегородская обл. Участник Международною пленэра гончаров в д. Городная Брестской обл. (Беларусь). Международного пленэра керамистов г. Кишиневе (Молдова) Обладатель гранта Президента РФ на создание экспозиции музея гончарства в Скопине |
2009 |
Народный художник РФ |
Персональная выставка в Рязанском художественном музее — важное и заслуженное событие в творческой биографии Татьяны Головановой. Признанный мастер скопинской керамики, она уже тридцать лет работает на промысле. Исследователи народного искусства называют Татьяну Голованову одним из ведущих художников, определяющих в последние десятилетия профессиональный уровень коллектива мастеров ЗАО «Скопинская художественная керамика».
Татьяна пришла работать на промысел в 1980 году посла окончания Абрамцевского художественно-промышленного училища, Но своими непосредственными учителями она считает скопинских мастеров старшего поколения. у которых начала учиться еще в школьные годы — Зинаиду Петровну Коркину и Александра Ивановича Рожко, Вместе с М.М. Пеленкиным, Н.К. Насоновой, А.В. Курбатовой, М.Л, Линевой, С.И. Поляковым они много сделали для развития промысла в 1560-1970-е годы. Усилиями этих художников, добившихся признания скопинского гончарного промысла одним из ведущих в стране, была подготовлена благодатная почва для его дальнейшего развития.
Появление Татьяны Головановой на промысле счастливо совпало с началом его расцвета. Коллектив скопинской фабрики пополнялся молодежью, и постепенно сложилась благоприятная ситуация, когда было у кого учиться и было кого учить. Восприняв от своих наставников бережное отношение к традиции, ответственность за ее преемственность, Татьяна, став в 1988 году главным художником предприятия, смогла проявить не только свои многогранные творческие способности, но и талант организатора. До настоящего времени ей удается успешно совмещать индивидуальное творчество с обязанностями главного художника, предполагающими большую самоотдачу в объединении коллективных творческих сил промысла, заботу не только о достижениях в авторской керамике, но и в массовой продукции. Помня о преемственности традиций в народном искусстве, Голованова поддерживает старших мастеров и помогает молодым. Ее усилия направлены на сохранение коллективного профессионального опыта, необходимого для продолжения существования каждого народного промысла. Не случайно дальнейший успех скопинской керамики был во многом обеспечен Татьяной Головановой и художниками ее поколения.
Художественные традиции скопинской керамики позволяют каждому мастеру сохранять в своих изделиях особенности авторского почерка, Собственный стиль сложился и у Татьяны Головановой. Прямых подражателей у нее нет, возможно, потому, что скопировать характерный величавый облик большинства ее изделий не так просто.
Керамика Головановой, тяготеющая к крупным формам, подчеркнуто архитектонична. У изделий выразительный силуэт, устойчивое основание и динамичная, устремленная вверх композиция, Включенные а форму сосудов традиционные изображения птиц и зверей не нарушают общей конструкции предмета, составляя с ним единое гармоничное целое. Автор подчеркивает весомость материала в особой монолитности своих произведений, а пластичность обыгрывает в упругих изгибах деталей, вылепленных из цельного жгута глины.
Голованова избегает перегружать изделия декором. Пластическая цельность и выразительность произведения для нее важнее всего. Немногочисленные, но характерные лепные детали отмечают конструктивно-значимые части предмета. Фактурную игру поверхности создает нанесенный традиционными штампиками орнамент в сочетании с блестящей глазурью. К матовым поливам Татьяна прибегает значительно реже, нечасто использует в работе и колористический эффект многоцветных потечных глазурей, в основном а изделиях простых и строгих гончарных форм.
Образность, умение ассоциативно связать декоративный предмет с той или иной темой прочитываются как в сосудах, так и в скульптуре Татьяны Головановой. Она виртуозно переносит в традиционные скопинские изделия персонажей сказок Пушкина (ваза «Лукоморье»), мифологические сюжеты («Похищение Европы»), фантастические образы народного фольклора. Герои ее произведений кажутся и мудрыми, и простодушными. В них проявляет себя глубокая внутренняя связь с поэтически целостным и жизнерадостным мировосприятием народного искусства.
В последнее время художник часто обращается к образу птицы скопы. Ее изображение, помещенное в герб Скопина, стало символом города и его промысла. Птица лесов и чистых водоемов, давно не живущая в здешних краях, по-разному изображалась скопинскими мастерами.
У Татьяны Головановой знак утраченного единства с природой. Не случайно автор многократно обращается к теме «Возвращения скопы», связывая ее с надеждой на обретение в будущем гармонии и благополучия, на сохранение и развитие :традиций промысла, которым тоже может грозить исчезновение.
Расширение тематических границ в керамике Головановой привело к созданию многопредметных композиций в последние годы. Поводом послужили яркие впечатления от путешествий и знакомства с керамикой других культур. В композициях «Индонезия», «Мальдивы», «Херсонес» заметно как стремление к использованию новых форм и приемов декора, так и желание увязать их со скопинскими традициями работы с материалом. Многолетний профессиональный опыт и знания помогают Татьяне Головановой сохранять чувство меры а поисках и экспериментах, которым никогда не были чужды скопинские мастера.
Свежие идеи, попытки придать керамике новые, в стилистике современною искусства акценты и одновременно серьезное отношение к традиции, глубоко освоенный коллективный опыт скопинского гончарства открывают широкие возможности для творческого развития Татьяны Головановой и промысла в целом. Беречь и совершенствовать накопленное поколениями мастерство, не копируя и не тиражируя бездумно только внешние стилевые приемы, может по-настоящему жизнеспособный коллектив народного художественного центра. Персональная выставка Татьяны Головановой не только представляет широкий диапазон творческих поисков в русле народной традиции, но и еще раз подтверждает, сколь велика мера ответственности художника промысла в сохранении непрерывающейся связи между прошлым, настоящим и будущим.
1980 |
V Зональная художественная выставка «Художники Нечерноземья». Рязань |
1981 |
VI Всероссийская художественная выставка «По родной стране». Москва |
1983 |
Выставка-смотр изделий народных художественных промыслов. Челябинск |
1985 |
VI Зональная художественная выстака «Художники Нечерноземья», Кострома VII Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Москва |
1987 |
Республиканская художественная выставка «По родной стране». Москва |
1988 |
Республиканская выставка «Народное искусство РСФСР». Москва |
1990 |
Всесоюзная выставка «Народное декоративное искусство СССР», Москва Республиканская выставка произведений молодых художников «Молодость России», Москва |
1993 |
Восьмая выставка произведений художников России. Москва |
1995 |
Выставка произведений художников России, посвященная 100-летию С.А. Есенина «О Русь, взмахни крылами». Рязань |
1997 |
Всероссийская художественная выставка, посвященная 850-летию Москвы. Москва VIII Выставка произведений художников центральных областей России. Москва Всероссийская выставка «Гончары России». Тверь |
1999 |
Всероссийская художественная выставка «Россия IX». Москва |
2000 |
Всероссийская художественная выставка «Защитникам Отечества посвящается. Москва Всероссийская художественная выставка к 2000-летию Рождества Христова «Имени Твоему». Москва |
2003 |
Всероссийская художественная выставка «Наследие». Воронеж IX Региональная художественная выставка «Художники центральных областей России». Липецк |
2004 |
Всероссийская художественная выставка «Россия-X». Москва |
2005 |
II Всероссийская художественная выставка «Возрождение». Белгород Международная художественная выставка, посвященная 60-летию Победы в Валиной Отечественной войне 1941-1445 «Победа!». Москва |
2008 |
Х Региональная художественная выставка «Художники центральных областей России». Ярославль Всероссийская художественная выставка «Отечество». Москва |
2009 |
Всероссийская художественная выставка «Россия — XI» Москва Всероссийская художественная выставка «Современное народное искусство России. Традиция и современность. Вологда |