Задать вопрос 8 (49156) 222-75

Голованова Татьяна Константиновна.

 

- Главный художник ЗАО «Скопинская художественная керамика»

- Народный художник Российской Федерации

- Лауреат Государственной премии в области искусства 1991 года

- Член ВТОО «Союз художников России»

 

 

Биографическая справка

1959, 19 ноября

Родилась в г, Скопине Рязанской области

1976 - 1980

Училась в Абрамцевском художественно-промышленном училище

1980

Начало работы на Скопинской фабрике художественной керамики, в настоящее время ЗАО «Скопинская художественная керамика».

Начало участия в выставках

1982

Серебряная медаль ВДНХ СССР

1982 - 1988

Работа по совместительству Скопинской ДХШ

1984

II премия Всесоюзного конкурса «Молодые дарования»

1988

Главный художник Скопинской фабрики художественной керамики

1989

Член Союза художников СССР — РФ

1991

Лауреат Государственной прении а области литературы и искусства

1995

Заслуженный художник РФ

1999

Почетный диплом Российской академии художеств

2002

Член оргкомитета и жюри Международного фестиваля гончаров в Скопине

2004

Победитель областного конкурса «Маэстро».

Член оргкомитета и жюри Международного фестиваля гончаров в Скопине

2005

Удостоена премии губернатора Рязанской области «За большой вклад в развитие промышленности и сохранение гончарного промысла».

Победитель областного конкурса «Маэстро»

2006

Победитель областного конкурса «Маэстро»

2007

Член оргкомитета Международного фестиваля гончаров в Скопине.

Лауреат премии Центрального Федерального округа в области литературы и искусства

Почетный гражданин города Скопина

2008

Победитель областного конкурса «Маэстро»

Гран-при IХ Регионального фестиваля «Город гончаров» г, Бородск, Нижегородская обл.

Участник Международною пленэра гончаров в д. Городная Брестской обл. (Беларусь). Международного пленэра керамистов г. Кишиневе (Молдова)

Обладатель гранта Президента РФ на создание экспозиции музея гончарства в Скопине

2009

Народный художник РФ

 

    Персональная выставка в Рязанском художественном музее — важное и заслуженное событие в творческой биографии Татьяны Головановой. Признанный мастер скопинской керамики, она уже тридцать лет работает на промысле. Исследователи народного искусства называют Татьяну Голованову одним из ведущих художников, определяющих в последние десятилетия профессиональный уровень коллектива мастеров ЗАО «Скопинская художественная керамика».

    Татьяна пришла работать на промысел в 1980 году посла окончания Абрамцевского художественно-промышленного училища, Но своими непосредственными учителями она считает скопинских мастеров старшего поколения. у которых начала учиться еще в школьные годы — Зинаиду Петровну Коркину и Александра Ивановича Рожко, Вместе с М.М. Пеленкиным, Н.К. Насоновой, А.В. Курбатовой, М.Л, Линевой, С.И. Поляковым они много сделали для развития промысла в 1560-1970-е годы. Усилиями этих художников, добившихся признания скопинского гончарного промысла одним из ведущих в стране, была подготовлена благодатная почва для его дальнейшего развития.

    Появление Татьяны Головановой на промысле счастливо совпало с началом его расцвета. Коллектив скопинской фабрики пополнялся молодежью, и постепенно сложилась благоприятная ситуация, когда было у кого учиться и было кого учить. Восприняв от своих наставников бережное отношение к традиции, ответственность за ее преемственность, Татьяна, став в 1988 году главным художником предприятия, смогла проявить не только свои многогранные творческие способности, но и талант организатора. До настоящего времени ей удается успешно совмещать индивидуальное творчество с обязанностями главного художника, предполагающими большую самоотдачу в объединении коллективных творческих сил промысла, заботу не только о достижениях в авторской керамике, но и в массовой продукции. Помня о преемственности традиций в народном искусстве, Голованова поддерживает старших мастеров и помогает молодым. Ее усилия направлены на сохранение коллективного профессионального опыта, необходимого для продолжения существования каждого народного промысла. Не случайно дальнейший успех скопинской керамики был во многом обеспечен Татьяной Головановой и художниками ее поколения.

     Художественные традиции скопинской керамики позволяют каждому мастеру сохранять в своих изделиях особенности авторского почерка, Собственный стиль сложился и у Татьяны Головановой. Прямых подражателей у нее нет, возможно, потому, что скопировать характерный величавый облик большинства ее изделий не так просто.

    Керамика Головановой, тяготеющая к крупным формам, подчеркнуто архитектонична. У изделий выразительный силуэт, устойчивое основание и динамичная, устремленная вверх композиция, Включенные а форму сосудов традиционные изображения птиц и зверей не нарушают общей конструкции предмета, составляя с ним единое гармоничное целое. Автор подчеркивает весомость материала в особой монолитности своих произведений, а пластичность обыгрывает в упругих изгибах деталей, вылепленных из цельного жгута глины.

    Голованова избегает перегружать изделия декором. Пластическая цельность и выразительность произведения для нее важнее всего. Немногочисленные, но характерные лепные детали отмечают конструктивно-значимые части предмета. Фактурную игру поверхности создает нанесенный традиционными штампиками орнамент в сочетании с блестящей глазурью. К матовым поливам Татьяна прибегает значительно реже, нечасто использует в работе и колористический эффект многоцветных потечных глазурей, в основном а изделиях простых и строгих гончарных форм.

    Образность, умение ассоциативно связать декоративный предмет с той или иной темой прочитываются как в сосудах, так и в скульптуре Татьяны Головановой. Она виртуозно переносит в традиционные скопинские изделия персонажей сказок Пушкина (ваза «Лукоморье»), мифологические сюжеты («Похищение Европы»), фантастические образы народного фольклора. Герои ее произведений кажутся и мудрыми, и простодушными. В них проявляет себя глубокая внутренняя связь с поэтически целостным и жизнерадостным мировосприятием народного искусства.

    В последнее время художник часто обращается к образу птицы скопы. Ее изображение, помещенное в герб Скопина, стало символом города и его промысла. Птица лесов и чистых водоемов, давно не живущая в здешних краях, по-разному изображалась скопинскими мастерами.

    У Татьяны Головановой знак утраченного единства с природой. Не случайно автор многократно обращается к теме «Возвращения скопы», связывая ее с надеждой на обретение в будущем гармонии и благополучия, на сохранение и развитие :традиций промысла, которым тоже может грозить исчезновение.

    Расширение тематических границ в керамике Головановой привело к созданию многопредметных композиций в последние годы. Поводом послужили яркие впечатления от путешествий и знакомства с керамикой других культур. В композициях «Индонезия», «Мальдивы», «Херсонес» заметно как стремление к использованию новых форм и приемов декора, так и желание увязать их со скопинскими традициями работы с материалом. Многолетний профессиональный опыт и знания помогают Татьяне Головановой сохранять чувство меры а поисках и экспериментах, которым никогда не были чужды скопинские мастера.

    Свежие идеи, попытки придать керамике новые, в стилистике современною искусства акценты и одновременно серьезное отношение к традиции, глубоко освоенный коллективный опыт скопинского гончарства открывают широкие возможности для творческого развития Татьяны Головановой и промысла в целом. Беречь и совершенствовать накопленное поколениями мастерство, не копируя и не тиражируя бездумно только внешние стилевые приемы, может по-настоящему жизнеспособный коллектив народного художественного центра. Персональная выставка Татьяны Головановой не только  представляет широкий диапазон творческих поисков в русле народной традиции, но и еще раз подтверждает, сколь велика мера ответственности художника промысла в сохранении непрерывающейся связи между прошлым, настоящим и будущим.

1980

V Зональная художественная выставка «Художники Нечерноземья». Рязань

1981

VI Всероссийская художественная выставка «По родной стране». Москва

1983

Выставка-смотр изделий народных художественных промыслов. Челябинск

1985

VI Зональная художественная выстака «Художники Нечерноземья», Кострома

VII Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Москва

1987

Республиканская художественная выставка «По родной стране». Москва

1988

Республиканская выставка «Народное искусство РСФСР». Москва

1990

Всесоюзная выставка «Народное декоративное искусство СССР», Москва

Республиканская выставка произведений молодых художников «Молодость России», Москва

1993

Восьмая выставка   произведений художников России. Москва

1995

Выставка произведений художников России, посвященная 100-летию С.А. Есенина

«О Русь, взмахни крылами». Рязань

1997

Всероссийская художественная выставка, посвященная 850-летию Москвы. Москва

VIII Выставка произведений художников центральных областей России. Москва

Всероссийская выставка «Гончары России». Тверь

1999 

Всероссийская художественная выставка «Россия IX». Москва

2000

Всероссийская художественная выставка «Защитникам Отечества посвящается. Москва

Всероссийская художественная выставка к 2000-летию Рождества Христова «Имени Твоему». Москва

2003

Всероссийская художественная выставка «Наследие». Воронеж

IX Региональная художественная выставка «Художники центральных областей России». Липецк

2004

Всероссийская художественная выставка «Россия-X». Москва

2005

II Всероссийская художественная выставка «Возрождение». Белгород

Международная художественная выставка, посвященная 60-летию Победы в Валиной Отечественной войне 1941-1445 «Победа!». Москва

2008

Х Региональная художественная выставка «Художники центральных областей России». Ярославль

Всероссийская художественная выставка «Отечество». Москва

2009

Всероссийская художественная выставка «Россия — XI» Москва

Всероссийская художественная выставка «Современное народное искусство России. Традиция и современность. Вологда

 

Ваза для фруктов
35 000 р.

Ваза для фруктов

Высота: 60 см. ..

Ваза для фруктов
40 000 р.

Ваза для фруктов

Высота: 62 см. ..

Квасник
30 000 р.

Квасник "Двухкольцевой"

Высота: 53 см...

Квасник Квасник Квасник
35 000 р.

Квасник "Дракон"

Высота: 50 см...

Квасник
30 000 р.

Квасник "Скопинский"

Высота: 58 см...

Подсвечник
12 000 р.

Подсвечник "Бык"

Высота: 32 см...

Подсвечник со скопой
28 000 р.

Подсвечник со скопой

Высота: 53 см...

Скульптура
14 000 р.

Скульптура "Она"

Высота: 40 см...

Сосуд
6 000 р.

Сосуд "Крокодильчик"

Высота: 19 см...

Сосуд
25 000 р.

Сосуд "Полукольцевой"

Высота: 45 см...

Сосуд
35 000 р.

Сосуд "Рыбы"

Высота: 42 см...

Сосуд
35 000 р.

Сосуд "Сирена"

Высота: 60 см...

Сосуд
25 000 р.

Сосуд "Скопа"

Высота: 43 см...

Сосуд
11 000 р.

Сосуд "Херсонес"

Высота: 38 см...

Трехсвечник со скопой
15 000 р.

Трехсвечник со скопой

Высота: 42 см...

Фигурный сосуд
20 000 р.

Фигурный сосуд "Кентавр"

Высота: 40 см...

Показано с 1 по 16 из 16 (всего 1 страниц)

© Все права защищены
1640 - 2019 Скопинская художественная керамика | Официальный сайт предприятия

8 (49156) 222-75