Лощинина Татьяна Васильевна
- Народный художник Российской Федерации
- Лауреат Государственной премии в области литературы и искусства 1991 года
- Заслуженный художник Российской Федерации
- Член ВТОО «Союз художников России»
Биографическая справка
1963 |
Родилась 4 января в п. Кадом Рязанской области |
1978-1982 |
Учёба в Абрамцевском художественно-промышленном училище |
1983 |
Начало работы на Скопинской фабрике художественной керамики. Начало участия в областных выставках |
1985 |
Начало участия в региональных и всероссийских выставках |
1988- 1992 |
Учёба в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной |
1990 |
Лауреат премии Рязанской областной комсомольской организации в области литературы и искусства за 1989—1990 гг. Принята в Союз художников СССР |
1991 |
Лауреат Государственной премии в области литературы и искусства |
1992-1994 |
Учёба в Государственной академии сферы быта и услуг (бывший Московский технологический институт) |
1993 |
1-я премия в конкурсе Всероссийской выставки-смотра «Молодые дарования». Москва |
1994 |
Диплом Российской академии художеств (выставка произведений женщин-художников России «Весна-94») |
1995 |
Персональная выставка. Скопин, Рязанская область Почётная грамота администрации Рязанской области. Звание «Заслуженный художник РФ» |
1997 |
Диплом Союза художников России |
1999 |
Начало работы в составе Комиссии по народному искусству ВТОО «Союз художников России» |
2000 |
Диплом Российской академии художеств. Москва Почётная грамота администрации Рязанской области 2-е место в конкурсе Всероссийской выставки-смотра «Гончары России-2000>>. Вологда Главный приз — бронзовая «Ирида» — Московской выставки-конкурса женщин-художниц России «Весенний салон». Москва |
2001 |
1-е место на Международном фестивале искусств «Славянский базар». Витебск, Беларусь Грамота Рязанской областной организации ВТОО «Союз художников России» |
2001-2002 |
Работа в составе экспертного совета по народным художественным промыслам при Министерстве промышленности, науки и технологии Российской Федерации |
2002 |
Почётная грамота Министерства промышленности, науки и технологии Российской Федерации |
2003 |
Персональная выставка «Летний просмотр». Скопин, Рязанская область Гран-при открытого конкурса декоративно-прикладного искусства на приз губернатора Псковской области «Русь мастеровая». Псков 1-я премия за создание скульптурной композиции «Город Псков» в конкурсе «Народные художественные промыслы - 1100-летию Пскова», Псков Премия за пропаганду и развитие гончарного искусства IV Регионального фестиваля гончарного искусства «Город гончаров». Богородск, Нижегородская область |
2004 |
Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области литературы и искусства |
2005 |
2-е место в номинации «Народная игрушка» на Выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья — 2005». Москва |
2006 |
Победитель областного творческого конкурса «Маэстро» в номинации «Декоративно-прикладное искусство». Рязань |
2007 |
Победитель VIII Регионального фестиваля гончарного искусства «Город гончаров» (номинация «Кувшин-2007»). Богородск, Нижегородская область Главный приз III Международного фестиваля гончаров. Скопин, Рязанская область |
2008 |
Персональная выставка. Саратов Всероссийская художественная выставка «Современное народное искусство России». Вологда Победитель областного творческого конкурса «Маэстро» в номинации «Декоративно-прикладное искусство» (керамика). Рязань Почётная грамота Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Премия в номинации «Приз зрительских симпатий» на конкурсе «Гончар-2008». Каргополь Диплом ВТОО «Союз художников России» |
2009 |
Персональная выставка. Ханты-Мансийск Персональная выставка «Летний просмотр II». Скопин, Рязанская область Международная выставка глиняной свистульки «Свистульки мира. История и современность». Москва Премия Рязанской области «За вклад в развитие и сохранение традиционной народной культуры Рязанской области» в номинации «Народный мастер в области декоративно-прикладного искусства» Звание «Народный художник РФ» |
2010 |
Диплом ВТОО «Союз художников России» |
2011 |
Персональная выставка в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В.Д. Поленова. Тульская область |
2012 |
Победитель в номинации «За сохранение традиций народного искусства» конкурсной программы XIII Выставки-ярмарки народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка— 2012». Москва |
2013 |
Золотая медаль ВТОО «Союз художников России» «Духовность. Традиции. Мастерство» Персональная выставка «Татьянин день». Скопин, Рязанская область |
Творчество народного художника РФ Татьяны Лощининой сложилось на основе традиций скопинского гончарного промысла. При этом само понятие «традиция» было воспринято ею не как указание на незыблемое повторение по одной и той же схеме художественных и технических приёмов, но как живой творческий процесс, подверженный влиянию времени.
Искусство, возникшее на почве Скопина, уникально. На фоне богатой истории становления русского гончарства промысел выделяется как центр формирования своеобразной гончарной пластики.
Скопинская керамика прославилась в конце века, когда появились на рынках ряда городов невиданные многоярусные, щедро разузоренные лепниной сосуды, фигуры сказочных существ.
Знакомство Татьяны Лощининой с промыслом состоялось в годы её занятий в Абрамцевском художественно-промышленном училище. В 1983 году она начала работать в Скопине, ощущая, что здесь открываются широкие возможности для творчества. Татьяна не стала копировать замысловатые «фигуры», чем очень часто соблазнялись начинающие молодые керамисты. Она осознала, что основы полузабытых скопинских традиций следует искать в обстановке старого городского быта. Со свойственной ей целеустремлённостью и энергией художница отдалась поискам путей развития местного гончарства. Скопинцы с давних пор широко пользовались глиняной поливной посудой, и основы глиняной пластики следовало искать в исполнении этих вещей, в разнообразии их удобных объёмных форм, в лепке ручек, крышек, валиков, облегающих края сосудов, в процарапке несложных узоров. Что же касается «фигур», то их стали делать специально «на экспорт» наиболее искусные мастера.
Татьяна и увлеклась восстановлением гончарной классики, находя новые материалы в домах скопинцев и в коллекциях музеев. Уверенно владея гончарным мастерством и обладая безошибочным вкусом, она приступила к исполнению сосудов. Её стремлением было выявить красоту не перегруженной украшениями чистой пластики несколько строгих, величавых форм. Эти качества лишь тактично подчёркивались скромной лепкой некоторых деталей, гравировкой лёгких узоров. Работы Лощининой привлекали одобрительное внимание причастных к керамике посетителей выставок, открывая секреты происхождения скопинского изобильного узорочья.
Конечно, талантливая художница сама вполне владела «фигурной» лепкой, но никогда не злоупотребляла излишествами, гармонично сочетая скульптуру с гладью покрытой поливами поверхности. Она постоянно утверждала в своей деятельности высокую значимость керамики в мире декоративного искусства. Её энергия позволила ей вникать в самые разнообразные проблемы развития промысла. Татьяна работала с молодёжью, собрала архив и возглавила музей. Она способствовала восстановлению забытого производства глиняной игрушки, постигла способ изготовления полуматовых глазурей. Ей стало привычно выносить на суд общественности волновавшие промысел обстоятельства, выступая по радио.
Однако деятельной, уверенной в себе Татьяне Лощининой и этого было мало. Она решила повысить свою квалификацию и, не покидая работы в промысле, поступила в 1988 году в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, а заканчивала высшее образование в Москве, на отделении декоративно-прикладного искусства Технологического института. В годы учёбы она, как подлинный исследователь, настойчиво изучала материалы фондов в музеях Рязани, Москвы, Ленинграда.
Дипломная работа Татьяны получила высокую оценку, вызвав живой интерес неожиданностью избранного сюжета и его остроумного воплощения в керамике. Художница вложила в скульптурную композицию «Город» своё эмоциональное восприятие быта старого Скопина. Городскую площадь условно изображал монументальный ряд больших сосудов по сторонам главного - «собора», увенчанного куполами. На этом фоне толпилось «население»: фигурки, родственные скопинским скульптурам и игрушке. Здесь солидно беседовали степенные горожане, оживлённо общались разодетые хозяйки, веселилась молодёжь, и тут же непринуждённо бродили козы, коровы и другая живность.
Фантазия и чувство юмора автора, так оживившие «Город», ощущаются во множестве работ. Татьяна продолжает разыгрывать эту тему, придавая сосудам для напитков облик скопинского дядьки или тётушки, собирая целые группы гротескных фигурок, названных «Земляки».
Неотразимы в исполнении Татьяны Лощининой скульптуры представителей полуфантастического, загадочного животного мира. Это забавно-грозные львы, хитрые «вещие» коты, рыбы, птицы. Острота и выразительность их характеристик безупречна благодаря множеству находок автора в приёмах сильной лепки фигур и нанесения орнамента.
Так, массивные головы львов украшают лепные кудри и густая борода в виде узорчатого воротника, а гибкие туловища кокетливых котов сплошь покрыты то глубоко оттиснутым, то легко гравированным орнаментом. Их мило торчащие в стороны усы увенчаны шариками. Почти монументален великолепный токующий глухарь, отвлечённый от внешнего мира. Соответственно лаконичен строго симметричный условный рисунок его оперения. И наоборот, изображая лесного кабана, автор свободно разбрасывает на его «шкуре» жёсткие налепы и борозды, подчёркивая необузданность взъерошенного дикого существа.
Обаяние произведений художницы не ограничено их внешней привлекательностью, занимательностью, красотой форм и декора, то есть тем, что воспринимается их обозревателем в первую очередь. Знаменательно, что каждая вещь-скульптура, игрушка, сосуд - таит в себе определённый, пережитый автором художественный образ. Особая выразительность этих вещей рождается благодаря гармонии их внутреннего содержания и внешнего оформления.
Искусство Татьяны Лощининой получило широкое признание. Её работы с успехом демонстрируют отечественные и зарубежные выставки, охотно приобретают музеи, в том числе и те, чьи коллекции она, в свое время, так досконально изучила. Она награждена многими премиями, дипломами, почётными грамотами. Представляется, что в этой коллекции наград особую ценность имеет та, которую вручали ещё в 1991 году. Тогда молодая Татьяна в числе восьми самых лучших, самых опытных и талантливых мастеров и художников скопинского промысла стала лауреатом Государственной премии в области литературы и искусства. Это было признанием её полной причастности к скопинскому искусству, его славным традициям.
Преданность художественной культуре Скопина находит постоянное выражение в активном таланте Татьяны Лощининой, в её неустанных поисках и открытиях.
1985 |
VI Зональная художественная выставка «Художники Нечерноземья». Кострома VII Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Москва |
1988 |
Республиканская выставка «Народное искусство РСФСР». Москва |
1990 |
Всесоюзная выставка «Народное декоративное искусство СССР». Москва VII Региональная художественная выставка «Художники центральных областей России». Владимир |
1993 |
VIII Выставка произведений художников России. Москва |
1994 |
Выставка произведений женщин-художников России «Весна-1994». Москва |
1995 |
Выставка произведений художников России «О Русь, взмахни крылами», посвященная 100-летию со дня рождения С.А. Есенина. Рязань |
1997 |
Всероссийская выставка-смотр «Гончары России». Тверь. Республиканская художественная выставка, посвященная 850-летию Москвы. Москва VIII Выставка произведений художников центральных областей России. Москва. |
1998 |
Выставка «Не заросла народная тропа». Пушкинские мотивы в народном творчестве России конца XX века. Москва |
1999 |
Всероссийсая художественная выставка «Россия-IX». Москва Республиканская художественная выставка «Болдинская осень». Москва |
2000 |
Всероссийская выставка-смотр «Гончары России». Вологда Всероссийская художественная выставка «Защитникам Отечества посвящается». Москва Всероссийская художественная выставка «Имени Твоему». Москва |
2001 |
Московская выставка-конкурс женщин-художниц «Весенний салон». Москва |
2002 |
Всероссийская выставка, посвящённая 2000-летию христианства. Иваново |
2003 |
Всероссийская художественная выставка «Наследие». Воронеж IX Региональная художественная выставка «Художники центральных областей России». Липецк Всероссийская выставка-смотр «Гончары России». Вологда |
2004 |
Всероссийская художественная выставка «Россия-Х». Москва |
2005 |
Международная художественная выставка «Победа!». Москва II Всероссийская художественная выставка «Возрождение». Белгород |
2006 |
Всероссийская выставка-смотр «Гончары России». Вологда |
2008 |
Х Региональная художественная выставка «Художники центральных областей России». Ярославль |
2009 |
Всероссийская художественная выставка «Россия – XI». Москва |
2012 |
Всероссийская выставка-смотр «Гончары России». Тверь «От светлого истока...». Выставка произведений членов творческой комиссии по народному искусству секретариата ВТОО «Союз художников России» Всероссийская художественная выставка «Единение». Нижний Новгород |
Музеи, в которых находятся произведения Т.В. Лощининой
- Брянский областной художественный музейно-выставочный центр
- Волгоградский областной музей изобразительных искусств им. ЛИ. Машкова
- Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Москва
- Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
- Государственный исторический музей. Москва
- Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова. Тульская область
- Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»
- Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
- Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань
- Историко-культурологическая художественная галерея «Райцентр». Южно-Сахалинск
- Калининградская художественная галерея
- Каргопольский государственный историко-архитектурный художественный музей
- Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
- Курская государственная картинная галерея им. АА. Дейнеки Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне. Украина
- Мемориальный музей «Дом НВ. Гоголя». Москва
- Музей Государственного российского дома народного творчества. Москва
- Музей изобразительных искусств г. Когалыма. Ханты-Мансийский автономный округ
- Музей органической культуры. Коломна, Московская область
- Музей Тверского областного дома народного творчества Новосибирский государственный художественный музей Пермская государственная художественная галерея
- Российский этнографический музей. Санкт-Петербург
- Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
- Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
- Санкт-Петербургский музей игрушки
- Сергиево-Посадский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
- Скопинский краеведческий музей. Рязанская область
- Сумский областной художественный музей им. Н.Х. Онацкого
- Тамбовская областная картинная галерея
- Тульский музей изобразительных искусств
- Центр народных художественных промыслов и ремесел. Ханты-Мансийск