Некоторые конструкции гончарных кругов.

    В керамике термин «точение» означает работу по изготовлению тела геометрически правильной формы вращения с помощью вращающегося круга.

    Гончарный круг — это инструмент, который в руках мастера-художника позволяет создавать изделия прекрасной формы.

    Предполагают, что гончарный круг был первой машиной, которая была изобретена человеком, и что это изобретение прогрессивно сказалось на развитии цивилизации.

    Каждый керамист-художник должен стремиться овладеть мастерством работы на гончарном круге, но по мере совершенствования профессионального мастерства следует остерегаться утрирования форм, число которых кажется беспредельным.

    Приятная форма в первую очередь отличается хорошими пропорциями частей сосуда.

kuvshin

    Части сосуда: 1— плечо, 2 — губа; 3 — устье 4 — венчик, 5 — ручка, 6 — шейка, 7 — корень ручки, 8 — тулово (тело); 9 — перехват. 10 — основание (9, 10 —ножка).

    Она ценна также простотой конструкции и утилитарностью, а не стилизацией глины до неестественных и мало удобных конфигураций, проявляющихся из-за осложнений при разработке технологии изготовления изделия



 

    Некоторые конструкции гончарных кругов.

    Устройство гончарного круга.

    Гончарный круг (станок) состоит из вертикального вала, на вершине которого закреплена круглая плоская головка; на ней и производят точение изделий. Круги могут работать непосредственно с помощью ножного привода (маховика) или через шестеренчатые передачи, увеличивающие или уменьшающие скорость вращения.

    На обычном гончарном станке работают сидя сбоку на скамейке станины круга, не показанной на рисунке.

kryg

    Русские гончары в старину устанавливали маховик с едва заметным наклоном к толкающей правой ноге.

kryg2

    Гончарный круг, принцип приведения в движение которого был использован знаменитым английским керамистом Веджвудом в XVIII веке.


 

    В настоящее время ножной гончарный круг вытесняется кругом с моторным приводом. Удобен круг, имеющий коробку передач, так как он более пригоден для массового производства изделий, а при учебных работах позволяет сосредоточиться на манипуляции рук.

    Он должен вращаться со скоростью от 50 до 300—350 оборотов в минуту при мощности, достаточной для изготовления больших изделий.

    Для высокопрофессиональных работ, например, когда нужно выточить сравнительно легкое изделие, но большой высоты и вытянутой формы (до 1 м), стали применять круг особой конструкции viagrasstore.net. При выполнении высокой и узкой вазы сперва вытачивают, как обычно, невысокий, но широкий и толстостенный цилиндр с равномерными стенками. Затем круг, имеющий разветвленную поверхность головки, переворачивают, закрепляют на высоте человеческого роста и продолжают изменять цилиндр в вазовую форму, но уже снизу.

    Диаметр головки кругов обычно составляет 25—30 см.

    Рабочая площадка во всех случаях должна вращаться против часовой стрелки, как бы убегая от правой руки работающего.

    Материалом для диска служат антикоррозионная латунь, бронза, алюминий и даже пластмасса, на которых должны быть правильно нарезаны четкие концентрические окружности, облегчающие центрирование.

    При изготовлении тонкостенных изделий, которые трудно снимать с рабочей площадки в сыром виде (возможна деформация), рекомендуется применять закрепляющийся толстый гипсовый диск («болван»), снимающийся вместе с изделием. Гипсовый диск примазывают к головке шликером или (что лучше) вкладывают в специальное металлическое кольцо, надевающееся на головку круга.

kryg3

    Можно, однако, изготовлять изделия и непосредственно на антикоррозионном диске, но предварительно смазанном от руки жидкой массой.

    Изготовленное на головке изделие подрезается натянутой между руками тонкой струной и снимается парой подъемников. Если работа производилась на гипсовом диске, то чтобы чрезмерно не загрязнить дно изделия гипсом (что может привести к разрыву его при обжиге), между дном и гипсом рекомендуется проложить кусок ткани, примазав его небольшим количеством пластичной массы.

    По окончании работы проволоку протягивают уже под этой прокладкой, а затем, когда изделие слегка подвялится, ее отдирают от дна.

    Опытные мастера при изготовлении небольших изделий обычно фиксируют положение рук при помощи корпуса своего тела, прижимая к нему руки, но в конструкции учебного круга надо предусмотреть опору для рук и поддон.

    При изготовлении крупных изделий и работе с гипсом необходим подручник («правилка») с двумя боковыми ступенчатыми подставками-лесенками. Кроме того, необходимо иметь банку с водой для регулярного смачивания рук, а тем самым для увлажнения изготовляемых изделий.

Из книги А. И. Миклашевского (Кандидата химических наук) «Технология художественной керамики», P.S.




Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно ч. 4 ст. 9 152-ФЗ

© Все права защищены. Не является публичной офертой.
1640 - 2023 Скопинская художественная керамика | Официальный сайт предприятия